Приоритетные направления деятельности ДОУ

Коррекционно-развивающее направление

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации.

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Дети с особыми образовательными потребностями требуют внимания со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе. Наиболее важным аспектом является психологическая готовность педагогов дошкольного учреждения компенсирующего вида к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в детском саду полезным и интересным для него.

Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению умственной работоспособности, недостаткам общей и мелкой моторики, трудностям во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, недостаточности словесного опосредствования, в частности - вербализации, искажению познания окружающего мира, бедности социального опыта, изменениям в становлении личности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Дети, посещающие ДОУ, имеют различные психические и физические нарушения в развитии. Помимо общих закономерностей развития они имеют специфические психолого-педагогические особенности, отличающие одну категорию детей от другой, которые необходимо учитывать при определении коррекционной работы в интеграционном образовательном пространстве.

На каждом занятии в комплексе решаются как образовательные, так и коррекционно-развивающие задачи.


Ребенок и окружающий мир. Основная задача - формирование у детей целостного восприятия окружающей действительности и целостного представления о ней, а также представления о человеке и его социальных взаимоотношениях, иерархии социокультурных и жизненных ценностей. В процессе ознакомления с окружающим у детей формируются представление о своем «Я», ребенок выделяет себя в мире, приходит к осознанию своего «Я» через накопленный жизненный опыт приобщение к жизни близких людей и формирования целостных ориентаций, связанных с возрастной и половой дифференциацией. В ходе ознакомления с окружающим у детей уточняются, систематизируются и формулируются представления и предметном мире обогащается чувственный опыт. Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся концентрическим, т.е. в каждой возрастной группе детям сообщается знания по всем разделам программы (направлениям): ознакомления с явлениями социокультурной жизни; с предметным миром, созданным руками человека; с живой и неживой природы и явлениями природной среды. Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью общества разнообразны. Это экскурсии (беседы, чтения, рассматривания картин, диафильмы, праздники). Знакомство детей с природой проходит в непосредственном общении с ней. На этих занятиях формируется представление и природе родного края; воспитывается бережное и заботливое отношение к объектам природы; культура поведения; организуется посильная деятельность детей по охране природы (целевые прогулки, экскурсии в парк, практическая работа на участке, занятия в уголке природы, беседы, чтения).

Работая над развитием речи, воспитатель и логопед пользуются имеющимися в дошкольной методической литературе рекомендациями, в то же время постоянно учитываются особенности речевого развития детей.
Большое внимание в процессе изучения каждой определенной темы уделяется формированию элементарных общих понятий, таких как «мебель», «посуда», «профессии» и другое. Усвоение родовых понятий предполагает умение классифицировать и обобщать.

В результате таких занятий у детей с тяжелыми нарушениями речи формируются распространение представлений и элементарные общие понятия и предметах, и явлениях растительного и живого мира. Об отдельных сторонах деятельности человека, происходит восполнение пробелов предшествующего развития, обогащение чувственного опыта.
Одновременно с этим происходит обогащение, расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, возникает потребность речи как средства общения и оружия мысли.

Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем сенситивную основу слова и подготавливаем ребенка восприятию вербальных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, сказок, рассказов, песен), тем самым побуждаем детей к доступному высказыванию, что служит развитию речи.

Коррекция и развитие речи - приоритетное направление деятельности ДОУ компенсирующего вида. Вся коррекционная работа направлена на преодоление психо-речевой патологии и развитие всех психических функций у детей и осуществляется под руководством и контролем логопедов и дефектолога ДОУ.

Коррекция и развитие речи проходит через все виды деятельности, режимные момент, на занятиях.
Ряд ученых (Р.Е. Левина, С.С. Ляпидевский, Р.Ф. Спирова и другие) указывают на то, что у детей с тяжелыми нарушениями речи в связи с несформированностью речевых процессов отстают в развитии и друге высшие психические функции, что сказывается на качестве усвоения программы, влияет на последующее развитие детей, на их социальную адаптацию. Воспитанники ДОУ затрудняются в овладении счетными операциями, элементарными техническими приемами по изобразительной деятельности.

Следовательно, необходимо поэтапно восстанавливать пробелы в развитии детей только в тесной взаимосвязи логопедов, воспитателей, профильных специалистов и родителей с учетом:
- Вида психо-речевой патологии и уровня речевого недоразвития;
- Особенностей психического развития детей с тяжелой речевой патологией;
- Характерологических особенностей дошкольников с речевыми нарушениями.

Занятия всех педагогических работников дошкольного образовательного учреждения планируются в соответствии с единым тематическим (лексическим) планом, в рамках которого осуществляется ознакомление детей с окружающим, активизация, уточнение и обогащение словаря, формирование грамматического строя и связной речи. При подборе лексических тем учитываются познавательные и речевые возможности, интересы детей. Выбор тем связан с сезонными изменениями в природе нашего края, с общественной жизнью города и страны, основывается на концентрическом изучении материала в каждой возрастной группе.

Такая своеобразные «лексическая замкнутость» позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально прорабатывать каждую тему, значительно пополняя словарный запас.

По каждой теме разработан оптимальный словарь предметов. Признаков, действия, на основе которого формируется грамматический строй, слоговая структура, фонематический слух и восприятие, звукопроизношение и связная речь. Особое внимание уделяется семантике и изменяющегося и формируемого словаря, т.к. у детей страдает понятийное мышление.

Необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, внимании и памяти. Широко используются такие приемы, как сравнения предметов, выделение ведущих признаков, классификация предметов, действий, признаков.

Основное условие при проведении занятий частая смена видов работы, чередование словесных и наглядных методов обучения, широкое использование дидактических игр. На начальном этапе коррекционного процесса эффективнее использовать большее количество наглядного материала, что связано с принципом опоры на сохранный анализатор и особенностями восприятия, внимания, памяти и мышления детей с тяжелыми нарушениями речи.

В подготовительной группе по мере овладения детьми речью, целесообразно превалирование словесных методов. Логопед приводит фронтальные и подгрупповые занятий по формированию и развитию:
- лексико-грамматического строя речи,
- связной речи;
- звуковой культуры речи и фонематического восприятия;
- по подготовке у обучения грамоте.

На индивидуальных занятиях осуществляется развитие речевого дыхания, фонематического слуха, постановка, автоматизация и дифференциация звукопроизношения, коррекция слоговой структуры и восполнение пробелов в развитии лексико-грамматического строя и связной речи.

Если в коррекционно-развивающей работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении образовательных задач их роль меняется. Кроме того, воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к предстоящему логопедическому занятию.

Много времени уделяется словарной работе, одновременно является основой для проведения речевых упражнений.
Воспитатель закрепляет у детей навыки, сформированные логопедом, систематически контролируя их речь, развивает артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание, внимание, совершенствует во время вечернего коррекционного занятия во всех видах деятельности и режимных моментах.

Занятия по развитию речи имеют свою специфику и направлены на решение следующих задач. Совершенствование лексико-грамматического строя речи. Эта работа осуществляется во взаимосвязи с тематикой занятий по ознакомлению с окружающим миром. Отрабатываются модели словообразования, словоизменения, синтаксических конструкций. Развитие связной речи. Это направление речевого развития требует особого внимания, так как дети испытывают значительные трудности в программировании и построении развернутых речевых высказываний.

Занятие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте (занятие проводит логопед). Начальное обучение грамоте. Начинается эта работа еще в старшей группе. Первоначально упражнения на развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти, первичного фонемного и слогового анализа и синтеза, формирования графомоторных навыков входят в структуру занятия по развитию речи, а затем выделяются в специальное занятие (в подготовительной группе).

Дети знакомятся с явлениями языковой действительности - звуками, словами, предложениями. Их знакомят с печатными буквами, способами моделирования звуко-слогового состава слова и предложения. Формируют навыки послогового чтения.
Особое внимание уделяется подготовке ребенка к письму:
- формированию правильной посадки и захвата карандаша,
- развитию тонкой моторики и зрительно-моторной координации,
- развитию умения ориентироваться на нелинованном листе и на линованном (сначала на линованном в клетку, - затем в линейку),
- ознакомлению образами печатных букв и их графическим начертанием,
- освоению техники написания элементов прописных букв.

Важнейшее место в структуре занятия по подготовке к обучению грамоте занимают упражнения, направленные на профилактику дисграфии и дислексии.

Развитие элементарных математических представлений (РЭМП) (проводит воспитатель). В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач, реализовать которые очень непросто. Это связано с тем, что у воспитанников специальных групп, особенно при тяжелых психо-речевых нарушениях церебрально-органического происхождения, страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений, чувство ритма. Отстают в развитии мыслительные операции и речь. Поэтому, прежде чем формировать ЭМП необходимо (на основе диагностических данных) организовать пропедевтический период обучения, который станет основой для усвоения ребенком математических представлений в рамках программных требований. С другой стороны, математическое развитие является мощным инструментом для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.); для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.); развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций, подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.).

Математические представления формируются по следующим разделам: множество, количественные представления, представления о форме, величине, пространственные и временные представления.

Изобразительная деятельность (ИЗО-деятельность). Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятия, памяти, внимания. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. На занятии по ИЗО-деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО - деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек-заместителей наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО-деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития. В рамках изобразительной деятельности детей обучают рисованию, лепке, аппликации. На начальном этапе (в младшей группе) занятия проводят на основе совместной деятельности детей и воспитателя. Целью этих занятий является выработка эмоционально-положительного отношения к прдуктивной деятельности. Операциональные предпосылки формируются на коррекционно-развивающих занятиях учителя-дефектолога.

Сначала проводятся занятия по лепке. Детей учат приемам обследования анализа строения предметов, что способствует развитию сенсорно-перцептивной и аналитико-синтетической деятельности. После лепки предмет изображают в технике аппликации. Детей учат правильно располагать элементы относительно друг друга, выстраивать композицию на листе. Сначала дети работают с готовыми элементами, а затем отбирают необходимые из нескольких предложенных на основе сформированного представления о предмете. На следующем этапе детей учат техническим приемам изображения предмета в рисунке.

Сколько проводить занятий лепкой, аппликацией и рисованием в первом полугодии воспитатель определяет самостоятельно на основе анализа достижений детей. Во втором полугодии воспитатель постепенно переходит на режим проведения одного вида занятия в неделю (лепка, аппликация, рисование), при этом их логическая последовательность сохраняется.

Конструирование. Конструирование занимает в дошкольном воспитании такое же значимое место, как и рисование, и теснейшим образом связано с игровой деятельностью. В процессе конструирования ребенок овладевает практическими знаниями о геометрических телах, учится выделять существенные отношения и связи между деталями и предметами. Детей учат преобразовывать предметные отношения различными способами (надстраиванием, перестраиванием комбинированием и др.), обучают навыкам моделирования пространства и чтению графических моделей и простых схем-планов. Детей учат конструированию из строительного материала, бумаги, природного материала, обучают различным способам крепления деталей конструкторов. Занятия конструированием имеют и коррекционно-развивающую направленность. Они способствую формированию навыков предварительного планирования, развитию восприятия пространственных представлений, сенсорно-перцептивных способностей, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к моделированию и замещению.

Труд. Задачи трудового воспитания решаются как при проведении режимных моментов, а также на специальных занятиях по ручному труду в рамках "Учебного плана". На занятиях у детей формируют представления о свойствах различных материалов (бумага, картон, ткань, природный материал), учат приемам работы с материалами (складывание, разрезание, склеивание деталей и др.). При изготовлении различных поделок и игрушек детей учат использовать в работе ножницы, клей, пластилин, иголку и нитки. Кроме того, детей учат планировать свою деятельность, развивают такие личностные качества как терпение и трудолюбие.

Ознакомление с художественной литературой (как совместная деятельность в режимных моментах). На занятиях по ознакомлению с художественной литературой воспитатель решает традиционных для дошкольных учреждений задачи, но особое внимание уделяется работе над пониманием содержания текстов, расширению представлений об окружающем мире, расширению словаря.

Музыкальное воспитание. На занятиях реализуются в основном традиционные задачи, которые стоят перед ДОУ. Детей учат слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, петь, обучают музыкально-дидактическим играм и игре на музыкальных инструментах. Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно-развивающими заданиями, направленными на развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве, чувства ритма, двигательных качеств (плавности движений, их координации и др.) Занятия проводит руководитель по музыкальному воспитанию, преимущественно, в первой половине дня.

Физическое воспитание (ФИЗО). Кроме традиционных задач по физическому воспитанию, в рамках занятия реализуются и специальные коррекционно-развивающие задачи: моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве. Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову). Детей учат основным движениям (ходьба, бег, прыжки, лазанье), развивают двигательные качества, включают в занятия общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры. Образовательное содержание отбирается на основе диагностических данных и достижений детей. Занятие проводит воспитатель по ФИЗО, преимущественно, в первой половине дня. Специальные оздоровительные задачи решаются на занятии ЛФК (при наличии лицензии на этот вид деятельности) на основе медицинских назначений.

Коррекционный час. Воспитатель проводит индивидуальные занятия или с малой группой детей по заданию логопеда, дефектолога, педагога - психолога. Отбор детей и содержания занятия определяют названные специалисты. Целью этих занятий является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Содержание работы определяют специалисты, которые оставляют задание для индивидуальной работы в "Журнале взаимоработы". Чтобы обеспечить оптимальную эффективность "коррекционного часа", воспитатель организует параллельную работу детей: для одних детей подбираются знакомые дидактические игры, другим детям - подбираются графические задания и упражнения, а один воспитанник или малая подгруппа (2-3 ребенка) занимаются непосредственно с воспитателем. Индивидуально воспитатель занимается 10 - 15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбирают игры и задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия и, которые носят закрепляющий характер. При составлении режима дня, необходимо помнить о том, какая нагрузка приходится на нервную систему детей, поэтом он должен быть точно выверен по видам нагрузки и строго соблюдаться. Необходимо принять меры по предупреждению гиподинамии. Для этого в режиме дня предусматриваются различные формы двигательной активности: игры различной подвижности, гимнастика, разминки, физминутки и т. д.

Физкультурно-оздоровительное направление

Образовательная область «Физическая культура»

Основная задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. В процессе физического воспитания, наряду с образовательными и оздоровительными задачами, решаются специальные коррекционные:
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
- совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей в семье и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме дня предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. В непосредственно образовательную, совместную деятельность включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Проводятся подвижные игры, направленные на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

Образовательная область «Здоровье»
Задачи - создание условий, необходимых для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развитие представлений о своем здоровье и о средствах его укрепления.
Примерное содержание работы по развитию культурно-гигиенических навыков:
• прием пищи: обучение умению пользоваться ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей), соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);
• гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;
•одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.
Для реализации перечисленных задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие четкой работе организма.

 

Социально-личностное направление

Основная цель - обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь. Задачи социально-личностного развития:
•формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
•формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
•формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.

Для дошкольников с нарушения в психо-речевом нарушении, целесообразно строить образовательную работу на близком и понятном материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне.

Образовательная область «Безопасность»
Задача - формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе. Дети с ОВЗ могут оказаться в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья. Реализуя программу, воспитатель может «проиграть» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентируя детей на самостоятельное принятие решений.
Можно предложить следующие наиболее типичные ситуации и сформулировать простейшие алгоритмы поведения:
- пользование общественным транспортом;
- правила безопасности дорожного движения;
- домашняя аптечка;
- пользование электроприборами;
- поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.
- сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).
На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают соответствующие правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет его эмоциональное состояние.

Образовательная область «Социализация»
Основная задача - подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности.
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей с ОВЗ в систему социальных отношений осуществляется следующим образом:
• в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
• в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
• в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
• в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья общественного опыта будет значимо при системном формировании педагогом детской деятельности. При таком подходе у ребенка формируются психические новообразования: способность к социальным формам подражания, идентификации, сравнению, предпочтению. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Образовательная область «Труд»
Задачи - обучение детей элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами. Работа по трудовому воспитанию включает:
- организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;
- ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду;
- обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;
- обучение уходу за растениями, животными;
- обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др,);
- изготовление коллективных работ;
- формирование умения использовать поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических, речевых возможностей и индивидуальных особенностей.

Художественно-эстетические направление

Задачи: формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ограниченными возможностями сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Образовательная область «Художественное творчество»
Основая цель - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений; в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование способствует развитию манипулятивной деятельности, укрепление мышц рук.

Образовательная область «Музыка»
Основая цель - слушание детьми музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игра на музыкальных инструментах.

Контингент детей в ДОУ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов.

В совокупности перечисленные направления работы обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый вид деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения. Это связано с тем, что дети с ОВЗ имеют как общие, так и специфические особенности, связанные непосредственно с имеющимся нарушением. Содержание базовых направлений работы сочетается со специальными коррекционными областями. Дети с психо-речевыми и эмоциональными расстройствами, посещающие ДОУ, нуждаются в специальном воздействии, направленном на коррекцию их деятельностной сферы, формирование навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.